Расходы на их выполнение легли на плечи регионов и раздавили без того хилые местные бюджеты. Если в 2012 г. 67 регионов не смогли свести концы с концами, в 2013 г. дефицит поразил уже 77 местных бюджетов. Это 93% субъектов РФ. Чтобы закрыть финансовые дыры, местные власти всё глубже залезают в долги. В прошлом году общий долг регионов перевалил за 1,7 трлн. руб., в 2015 г. может вырасти до 3 трлн. рублей. Доходы падают, центр самоустранился, отдавать нечем.
Не в коня корм
Обязанность правительства Медведева выполнить «майские указы» президента долго называли стержнем экономической политики этого самого «правительства» последних лет. Что говорить, задачи были действительно мощными и масштабными. Напомним: зарплаты учителей посулили повысить так, чтобы они достигли средних по региону, у врачей – двух средних. Также поклялись обеспечить 60% семей, нуждающихся в жилье, полностью ликвидировать очереди в яслях и детских садах, подтянуть стипендии до реального прожиточного минимума. В том же ряду средняя продолжительность жизни, которая должна дорасти до 74 лет, и производительность труда, которая вымахает в 1,5 раза. Не забыли даже бесплатное образование для юных талантов. Много всего должно было измениться к лучшему: расцвет социальной справедливости был гарантирован в общей сложности 231 майским указом.
Прошло 2,5 года. Реалии мало похожи на сказку, достаточно взглянуть на свежие новости. Обещали поднять рождаемость, но отменяют материнский капитал, ясли во многих регионах вообще закрывают. Широко разрекламированная заморозка тарифов ЖКХ сначала превратилась в рост уровня инфляции. В октябре 2014 г. оказалось: тарифы увеличат на инфляцию, плюс 3%. Иными словами, будет подорожание на 11–12% в год. Вот вам и заморозка. Неслабо помогли врачам: в РФ сокращают до четверти мест в больницах. Дети тоже не забыты: с 2015 г. федеральный бюджет прекращает субсидировать детский отдых. Раньше по этой программе в санатории отправляли 2,6 млн. детей в год.
Неважно идут дела на транспорте: у большинства регионов нет денег на дотации проезда в электричках, центр опять не дал ни копейки, в результате по всей стране свернули сотни маршрутов. На Дальнем Востоке отменили социальный поезд из Благовещенска до Москвы с билетами по 6,5 тыс. рублей. Местные власти теряли на нём по 100 млн. руб. в год, средств больше нет, так что теперь путь только самолётом по 30 тыс. рублей. На БАМе идёт борьба против отмены маршрута Тында – Комсомольск. Это единственный поезд, связывающий многие десятки бамовских посёлков с Большой землёй. Также в регионах встало строительство метро. Два года назад федеральный центр обещал поддержать проекты, в частности, посулил 3 млрд. руб. на пуск омского метрополитена, который копают с 1992 года. Первую ветку длиной 7,5 км собирались открыть в 2015 г., но денег из центра больше нет, сроки сорваны.
На строительство трасс тоже нет денег. В 2014 г. нужно построить 1,8 тыс. км дорог, к 2017 г. нарастить ввод до 2,7 тыс. км в год. График сорван ещё в прошлом году. Ещё бы: в 2014 г. доходы региональных дорожных фондов упали почти на сто миллиардов – с 436 до 338 млрд. рублей. Это весь региональный дорожный бюджет страны. По статистике десятая часть уходит на капремонт местных дорог, 15% – на строительство подъездов к сёлам, 75% – на прокладку новых трасс. Но теперь не до них. Какой там транспорт, в некоторых регионах администрации обнищали до того, что скребут по сусекам, рассчитывая заработать даже на такой мелочи, как 100-рублёвый налог с туристов.
Группа риска
Что происходит? Финансовое ядро системы дало трещину. В конце октября с огромными трудностями, борьбой и драмами правительство Медведева приняло федеральный бюджет на 2015–2017 годы. Его называют самым выполнимым документом последних лет. Социальные расходы пустили под нож, накрутили налоги, пенсии втихаря порезали. Всё равно вряд ли госказна сумеет свести концы с концами. Предполагается: в 2015 г. госбюджет соберёт 15,052 трлн. руб., потратит не более 15,48 триллиона. Но цифры условные, потому что никто не знает, какими будут цены на нефть и как далеко зайдут разыгравшиеся в 2014 г. хронические болячки экономики.
Так или иначе, на федеральном уровне правительство Медведева выкрутится. В крайнем случае потратят кубышку нефтяных накоплений, недоложат очередную сотню миллиардов Пенсионному фонду, ещё сильнее порежут расходы на образование и обложат народ новой порцией налогов. Минфин уже примеряется, как бы обложить налогом или отобрать выплаты у работающих пенсионеров. Также ведомство лоббирует замечательный закон, по которому население обяжут оплачивать 18% стоимости пока полностью бесплатного Полиса обязательного медстрахования. Для начала речь о сумме порядка 3,5–4 тыс. руб. в год.
Другое дело региональные бюджеты. С ними давно неладно, в последний год – полная катастрофа. Ещё весной 2014 г. стало ясно: дела с наполнением региональных бюджетов идут всё хуже. С тех пор эксперты наперегонки составляют рейтинги отстающих. Чемпионы со знаком минус: Мордовия, Белгородская, Костромская, Вологодская и Астраханская области. У них огромные по меркам местных бюджетов долги, в 2015 г. грозит банкротство. «Система входит в штопор. К весне 2014 г. общий долг региональных бюджетов составил треть доходов, у 40% регионов – больше половины. Семь регионов вышли за флажки, долг превысил доходы», – рассказывают эксперты Высшей школы экономики.
Долг регионов не самая страшная часть проблемы. Хуже, что слишком многие живут не по средствам. Вот свежие данные Минфина: за первую половину 2014 г. дефицит бюджета Красноярского края достиг 18,2 млрд. руб., Новосибирской области – 9,3 млрд. руб., Кемеровской области – 7,5 млрд. руб., Нижегородской области – 9 млрд. руб., Свердловской – 8 млрд. руб., Амурской – 6 миллиардов. Для регионов суммы огромные, большинство местных бюджетов не набирают и 50 млрд. руб. годового дохода, 100 млрд. в год – огромная сумма, регионов с доходом более 150 млрд. руб. единицы.
Если брать по федеральным округам, самый большой дефицит в Сибири, где в 2013 г. финансовая дыра разрослась до 50 млрд. рублей. На втором месте Южный округ с 36,5 млрд. руб., за ним Урал, у которого недостача 34,75 млрд. руб., следующие – Приволжье и Дальний Восток с дырами 21,9 и 17,6 млрд. рублей.
Самое интересное зрелище – Центральный регион. Формально он в большом бюджетном плюсе на 83,8 млрд. руб. в год. При этом практически все области глубоко убыточные. Например, Белгородская область в 2013 г. недобрала 6 млрд. руб., Ярославская – 5,1 млрд. руб., Смоленская – 3,8 миллиарда. Всех с огромным запасом перевесила Москва с доходом 1,31 трлн. рублей. Между прочим, это почти пятая часть региональных доходов России (7,23 трлн. рублей). Например, вся Сибирь собрала 818 млрд. руб., Дальний Восток – 550 миллиардов. Вон она – сверхконцентрация денег в стране. Аналогичная картина на Северо-Западе, где Петербург собирает 370 млрд. руб., все остальные области региона – 434 миллиарда.
Зато формально благополучен Северный Кавказ, он в плюсе на 13,5 миллиарда. Но этот регион получает гигантские дотации из центра, только на строительство школ в ближайшие годы ему выделено из госказны 190 млрд. рублей.
Финансовая вертикаль
Ситуациям с аховым балансом местных доходов и расходов можно найти множество объяснений. Но истинный корень проблемы таков. Центру выгодно держать местные администрации в нищете, он сознательно культивирует региональное неравенство.
В России оно расцвело невероятно пышно. Словно где-то работает невидимая центрифуга, стягивающая всё богатство страны в одну точку – центр. Чем выше в нём плотность денег, тем сильнее нарастает финансовый вакуум на периферии. Год от года колесо разгоняется. Ситуация аномальная: уже к концу 2013 г. столичный регион сосредоточил четверть богатств страны и пустил через себя 70% финансовых потоков. «На Москву приходится 22,5% от ВВП всей России. Вместе с Московской областью – 27%. Для сравнения: только у семи из 83 российских регионов доля в национальном ВВП превышает 2%», – рассказывает преподаватель Высшей школы бизнеса МГУ Наталья Чуркина.
Начиная с 2000 г. знаменитая вертикаль власти строилась не только в политическом, но также в финансовом плане. Конструкция вышла своеобразная. Богатство любой крупной страны не возникает само собой в центре. Доход собирают по всей территории. А территория – это регионы, они и есть источник богатств. У каждого федеративного государства своё представление о справедливости. Но обычно поступают так: 30–40% доходов забирает центр, тогда как основная часть остаётся местным властям. Например, в Швейцарии доля регионов в общем денежном пироге – 90%, в Германии – 70%, в США, Китае и Канаде – 60–65%, в Индии и Бразилии – 40–50%.
У нас – наоборот. По Конституции российская власть делится на три круга: федеральная, региональная и местная (муниципальная). Центр забирает 65% общего дохода! На уровне субъектов Федерации остаётся 25%, муниципалитетам перепадают жалкие 10%. Мало того, что федеральная власть всё сильнее перетягивает на себя бюджетное одеяло. Одновременно с 2000 г. Кремль шаг за шагом спихивает на регионы огромные расходы на социалку. Местные бюджеты заставили оплачивать львиную долю расходов на медицину, образование, культуру и т.д. Результат закономерен: 65 из 83 субъектов Федерации сводят бюджет с дефицитом. С муниципалитетами ещё хуже: на собственные средства живут только 2%, тогда как 60% – полностью зависят от дотаций.
Устроить великий денежный передел было несложно. Минфин просто забрал себе все доходы от самых прибыльных и наиболее стабильно собираемых налогов. Прежде всего – полностью присвоил природную ренту в виде налога на добычу полезных ископаемых. Заодно не постеснялся отобрать половину акцизов на спирт и водку, 100% налоговых сборов с сигарет, бензина, нефти и газа. Правда, с барского плеча регионам оставили пивные и ювелирные налоги. Также – 60% очень «собираемого» налога на добычу подземных вод. И прочую малоинтересную федералам фискальную мелочь.
Жертвы централизации
Спрашивается: на что жить? Кроме нефтегазовых налогов, которые целиком достаются федеральному центру и составляют 50% дохода казны, остаются два налоговых столпа. Это НДС, сборы от которого также целиком полностью идут федеральному бюджету. И налог на прибыль, частично уходящий в казну регионов. Он и есть основа их дохода. Одна беда: даже в кризис от НДС не отвертеться. Зато прибыли – почти ни у кого нет. Соответственно, доходы регионов сильно просели. В наиболее пострадавших от кризиса Вологодской, Челябинской, Кемеровской и Липецкой областях сборы налога на прибыль сократились в 4–7 раз.
Стимулирование регионов центром походит на круговую поруку. Бедных закармливают, и они теряют стимул к работе, богатых обкладывают налоговым бременем. Разумеется, если бы система работала по принципу: одному – всё, другим – ничего, ситуация быстро дошла бы до точки кипения.
Поэтому, обобрав регионы почти до нитки, в правительстве Медведева предусмотрели и пряник. Это – дотации, субвенции, субсидии и т.д. Проще говоря, собрав деньги в госказну, федеральные чиновники приступают к увлекательному занятию по частичному распределению их обратно в виде так называемой помощи регионам. «Речь о нешуточных финансах: из федерального бюджета в региональные (а через них в местные) ежегодно перекачивается около триллиона рублей», – объясняет профессор экономического факультета МГУ Л. Смирнягин.
«Издержки сверхцентрализации очевидны. Всё более острой проблемой становятся льготы, раздаваемые федеральными властями сырьевым госкомпаниям. Федеральная власть проводит классическую колониальную политику, при которой регион не может использовать конкурентное преимущество – богатство природными ресурсами – для развития своей территории», – добавляет профессор МГК Н. Зубаревич.
Ситуация такова. Федеральные власти имеют право давать льготу по налогу на добычу ископаемых. Потому что он зачисляется в федеральный бюджет. Но также центр предоставляет льготы по налогу на прибыль и имущество. Эти доходы традиционно идут в местные бюджеты. В результате, например, Красноярский край ничего не получает от мощного роста добычи нефти на своей территории. Компания «Роснефть», отхватившая все мыслимые льготы, заплатила в бюджет края только 3 млрд. рублей.
Вроде бы ясно – необходимо перекроить бюджет в пользу регионов. Тем более правительство Медведева по-прежнему гнёт давнюю линию по спихиванию со своих плеч финансирования социалки. Где найти средства, не знает никто, регионы и так по уши в долгах.