а) самому своими силами определить понятие, но это часто даже невозможно;б) воспользоваться уже готовыми чужими определениями.
1) в результате удачного спора из‑за истинности мысли мы приходим к выводу: эта мысль – истина или эта мысль ошибочна.
2) в результате удачного спора из‑за доказательства мысли получаем вывод: эта мысль не оправдана нашими противниками или эта мысль не опровергнута нашими противниками. Различие в задачах спора здесь огромное.
«Его рассуждения точно два зерна пшеницы, спрятанные в двух мерах соломы, чтобы найти их, нужно искать целый день, а найдешь, оказывается, что они не стоили поисков».(Венец. купец. Д. 1, сц. 1).
а) что довод этот истинен, правилен;б) что он действительно противоречит нашему мнению и несовместим с последним.
1) он не должен упорствовать, когда или довод противника очевиден, или очевидно правильно доказан;2) он не должен слишком легко соглашаться с доводом противника, если довод этот покажется ему правильным.
«Фактических данных они не приводили, они просто утверждали или отрицали, вызывающе смеялись над противником, причем не мало доставалось его национальности и семье и его прошлому. Конечно, противник никогда не оставался в долгу и отвечал в точно таком же духе».Дж. Лондон. Морской волк. Гл. IV
Мы спорили долго, до слез напряжения…Но странно – собраться по разным стремлениямИ спутники в жизни на общем пути –Друг в друге врага мы старались найти!..Собственно это и не «странно», если, как продолжает он несколько ниже, в споре звучат:Поддельные стоны, крикливые фразы,Тщеславье…