Резвов Г.А. – профессор,
Уральский государственный экономический университет
Жилищно-коммунальное хозяйство со своими многочисленными «головными болями» сегодня под пристальным вниманием законодательной и исполнительной власти, товариществ собственников жилья и управляющих компаний, а главное – самих собственников. В Свердловской области формируется региональная система капитального ремонта многоквартирных домов (МКД). При этом новые проблемы в сфере ЖКХ будут нарастать огромным снежным комом, считает ветеран труда Свердловской области, Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства России Георгий Резвов.
Главная проблема – состояние МКД
Обеспечение комфортных и безопасных условий проживания населения и доступности предоставления потребителям качественных жилищно-коммунальных услуг сдерживается сегодня неудовлетворительным состоянием жилищного фонда. Более половины многоквартирных домов (МКД) в Свердловской области имеют износ общего имущества в диапазоне 31-65 процентов. Но это данные 15-летней давности, поскольку проведение плановой (раз в 5 лет) технической инвентаризации многоквартирных домов прекратилось в регионе почти 15 лет назад.
При этом основными проблемами состояния многоквартирных домов сегодня являются: обветшание конструкций кровель и перекрытий, износ гидроизоляции конструкций подвальных помещений, недостаточная теплоизоляция фасадов, потеря теплотехнических характеристик ограждающих конструкций зданий и их частичное повреждение из-за влажности, разрушение балконов, изношенность внутридомового инженерного оборудования и отсутствие необходимого оборудования для учета потребления ресурсов и их экономии.
Все эти проблемы обострились еще при массовой передаче ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность во второй половине 90-х и начале 2000-х годов, поскольку ведомства после объявления об обязательной передаче многоквартирных домов муниципалитетам прекратили проведение не только капитального, но и текущего ремонта домов. Ведомственный жилищный фонд, как правило, передавался в муниципальную собственность в неудовлетворительном техническом состоянии без проведения технической инвентаризации на момент передачи и соответствующего финансового обеспечения, так называемого, недоремонта.
Учитывая постоянное увеличение объемов невыполненного капитального ремонта жилищного фонда, сегодня, как никогда, существенно увеличивается опасность возникновения многочисленных аварийных ситуаций, несущих в свою очередь опасность для проживания граждан в многоквартирных домах. В данной ситуации существует реальная угроза безнадежного старения жилищного фонда.
Власть взяла на себя ответственность
В связи с этим принятие закона Свердловской области «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» актуально и своевременно, поскольку высшие органы государственной власти Свердловской области в соответствии с данным нормативным правовым актом наконец-то взяли на себя социальную ответственность за техническое состояние многоквартирных домов.
В соответствии с данным законом Правительство Свердловской области обязано определить уполномоченный исполнительный орган государственной власти региона в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и утвердить региональную программу капитального ремонта и краткосрочные планы ее реализации, а также установить минимальный размер взноса на капитальный ремонт и порядок осуществления контроля за целевым расходованием и сохранностью денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт.
Одновременно с этим Правительство Свердловской области обязано установить порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов и определить исполнительный орган государственной власти региона, уполномоченный на проведение данного мониторинга.
Программа капремонта: фантазия или реальность?
Подготовка региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов должна быть завершена к 1 апреля 2014 года. По иронии судьбы, жители Свердловской области увидели ее в День смеха. Однако, она вызывает совершенно иные эмоции, поскольку будет подготовлена на основе информации, полученной в результате проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов 15-летней давности, да еще и на основании недостоверных данных, которые представят управляющие организации о том, как они содержали и ремонтировали дома в последние 15 лет.
По всей вероятности, Основным критерием установления очередности капитального ремонта многоквартирных домов будет является год постройки каждого из многоквартирных домов без учета его фактического технического состояния на сегодняшний день. Провести мониторинг технического состояния многоквартирных домов на период составления региональной программы их капитального ремонта было практически невозможно, поскольку источник средств на проведение технической инвентаризации до сих пор не определен, да и времени на ее проведение уже не было.
Как поведут себя УК?
Но это еще половина беды. Беда придет довольно скоро, поскольку ранее под видом капитального ремонта управляющие организации проводили текущий и в большей части аварийный ремонт и при этом из-за нехватки средств на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов расходовали средства, собираемые на капитальный ремонт.
По этой причине в новых условиях, прописанных в областном законе, управляющие организации сделают все, чтобы доказать, что в конкретном многоквартирном доме текущий ремонт уже не спасет от угрозы его безнадежного старения. По их заключению, единственным условием спасения для такого дома будет являться проведение его капитального ремонта, что не входит в компетенцию управляющих организаций.
При этом сами многоквартирные дома будут постепенно ветшать в ожидании утвержденной региональной программой очередности их капитального ремонта или, еще хуже, пополнят список аварийного жилья.
Кроме этого, управляющие организации будут объяснять недостаток средств на содержание и текущий ремонт многоквартирных домов значительными расходами этих средств на другие виды работ, не относящихся к конкретному многоквартирному дому. В их число может войти и уборка придомовой территории, не оформленной в соответствии с действующим законодательством, поскольку в таких случаях кроме придомовой территории управляющим организациям приходится убирать и внутриквартильные муниципальные проезды и вывозить собранный на субботниках мусор и с муниципальных, и с бесхозных территорий.
Одновременно с этим исчезнут и ранее собранные управляющими организациями средства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, поскольку управляющие организации обоснуют их использование ранее и, соответственно, по назначению.
Всем будет не до смеха
В итоге, возникнет проблема с финансированием содержания и текущего ремонта и практической реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов.
При этом собственники помещений в многоквартирных домах по своей личной инициативе не будут увеличивать плату за содержание и текущий ремонт дома. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации это придется делать муниципальным органам власти, что естественно скажется на их имидже и социальной обстановке в муниципальном образовании.
Одновременно с этим в соответствии с новым областным законом региональные власти вынуждены будут либо значительно увеличивать минимальный размер взноса на капитальный ремонт, что, соответственно, увеличит социальную напряженность в регионе, либо значительно увеличивать расходы бюджетных средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов для спасения своего имиджа.