17.10.2014, 22:44. Обновлено: 17.10.2014, 23:17 | Наталья Галимова
Владимир Путин пожимает руку Петру Порошенко
Владимир Путин, президент Украины Петр Порошенко, федеральный канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд во время встречи в рамках саммита «Азия-Европа»
Президент Украины Петр Порошенко с Председателем Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу и с Председателем Европейского Совета Херманом Ван Ромпеем
Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Ангела Меркель во время рабочей встречи
Владимир Путин и Петр Порошенко встретились на деловом завтраке в рамках саммита АСЕМ (Asia-Europe Meeting), чтобы обсудить урегулирование кризиса на Украине за чашкой утреннего кофе. Во встрече, организованной итальянским премьером Маттео Ренци, также принимают участие глава правительства Великобритании Девид Кэмерон, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд, а также руководители Европейской комиссии Херман ван Ромпей и Жозе Мануэл Баррозу
Вечером в пятницу в Милане Владимир Путин провел двустороннюю встречу с Петром Порошенко. По итогам переговоров российский президент сообщил, что ориентиром для урегулирования в Донбассе должны быть минские договоренности, и назвал закон о выборах, подписанный его украинским коллегой, шагом в правильном направлении. Чем это грозит для ополченцев ДНР и ЛНР, собирающихся проводить выборы по собственным правилам, осталось неясным.
Изначально двусторонняя встреча Путина и Порошенко запланирована не была, но пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков такой формат не исключал. В отличие от первой двусторонней встречи в Минске, состоявшейся в конце августа и длившейся порядка трех часов, нынешнее общение с глазу на глаз продолжалось лишь около получаса.
На итоговой пресс-конференции свою поездку в Италию Путин в целом охарактеризовал как полезную. В ходе встреч с европейскими лидерами, сказал он, «очень много говорилось по украинским проблемам», в частности о прекращении огня, разведении конфликтующих сторон. «Ориентиром для урегулирования на Украине, или, как сейчас модно говорить, в Украине, — не удержался от шпильки Путин, — должны быть минские договоренности. Пока они не в полном объеме выполняются обеими сторонами». Также достигнута договоренность, что 15-километровая линия разграничения «должна быть доведена до конца».
«Говорили также о законе, который подписал президент Украины», — сообщил глава российского государства, имея в виду закон об особом статусе отдельных районов Донбасса, который вводится на три года и предполагает проведение выборов в органы местного самоуправления в начале декабря.
«Нам известна позиция представителей Новороссии по этому закону, — сказал Путин. – Наверное, это не идеальный документ, но это шаг в правильном направлении».
Из слов президента можно было сделать вывод, что Россия, скорее, склонна поддерживать в этом плане Порошенко. Как Москва относится к позиции «представителей Новороссии», которые отказались признавать закон и намерены провести в ноябре собственные выборы, Путин не сообщил. Ни слова не сказал он и о том, какова будет реакция Москвы на волеизъявление в ДНР и ЛНР.
А вот о газовых договоренностях он высказался весьма развернуто. По его словам, прогресс действительно есть: «Мы договорились по условиям поставок газа, согласовали параметры. Вопрос в кассовом разрыве «Нафтогаза». В настоящее время, констатировал Путин, «Нафтогаз» должен России 4,5 млрд долларов: «На наш взгляд, ЕС должен помочь Украине преодолеть кассовый разрыв». Сделать это можно, либо предоставив ей очередной транш МВФ, либо выдав гарантии первоклассного европейского банка, сказал президент РФ.
«Гарантии первоклассного европейского банка – это намного меньше, чем уже сделали мы. Мы помогали Украине, рисковали, но и европейцы тоже должны взять риск на себя», — заявил Путин, подчеркнув, что поставлять газ в долг Россия больше не будет.
В ходе пресс-конференции корреспондент агентства Bloomberg поинтересовался у главы российского государства, беспокоится ли он в связи с ослаблением курса рубля. Из ответа Путина следовало, что не беспокоится: золотовалютные резервы-де у нас внушительные, и Центробанк не будет «бездумно их палить». Журналист спросил, какую роль, по мнению Путина, в ослаблении рубля играют американские санкции. «Они не являются решающим фактором. Решающий фактор – состояние мировой экономики», — оседлал Путин своего любимого конька.
«Но если 41 руб. за доллар не катастрофа — тогда что катастрофа?» — не унимался американский репортер. «Если бы у бабушки были половые органы дедушки, то она была бы дедушкой», — продемонстрировал знание фольклора российский президент.
Как же все начиналось
До высказывания Путина про бабушку и дедушку в Милане произошло много событий. На саммит «Европа — Азия» (АСЕМ), который в четверг и пятницу проходил в столице Ломбардии, съехались главы 53 государств и правительств. Но центральное место, несмотря на внушительный «десант» первых лиц, занимал отнюдь не этот форум, а переговоры по разрешению украинского кризиса с участием целого ряда европейских лидеров и, разумеется, президентов России и Украины. Фактически саммит стал лишь площадкой для обсуждения реализации минских договоренностей и газового вопроса.