Такого в нашей истории не было никогда. И наша оппозиция словно воды в рот набравши.
Законопроект на сайте ГосДумы http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?OpenA
Министерство финансов готово втянуть правительство в авантюру века. План такой: передать все накопления страны под управление некоего загадочного ОАО (открытого акционерного общества). Государство добровольно вручит ему средства, отложенные страной на чёрный день за восемь лет нефтяного процветания. А именно – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. И это не всё. Заодно передадут управление всеми государственными займами и поручат рулить временно свободными деньгами федерального бюджета. В общей сложности под контролем таинственной финансовой организации окажется не менее 8,5 трлн. рублей!
Доход от долга
Идея «на восемь триллионов» звучит почти невероятно. Как если бы Минобороны решило поручить управление вооружёнными силами блоку НАТО. Или Минпромторг – призвал перевести все российские предприятия в КНР. Но это – правда. Тревожный звонок для государственных накоплений раздался вроде бы внезапно. В середине декабря по лентам информагентств проскочила – никем не замеченная – такая новость. Президент Дм. Медведев поручил правительству до 1 марта 2012 г. решить «вопрос о создании единой структуры для управления госдолгом, Резервным фондом и Фондом национального благосостояния». Мелькнуло и название новой организации – ОАО «Российское финансовое агентство» (РФА).
Тут есть о чём задуматься. В фондах денег пока хватает. По данным Минфина, на 1 декабря 2011 г. в Резервном фонде лежал 801 млрд. рублей. Фонд национального благосостояния аккумулировал гораздо больше – 2,764 трлн. рублей. Итого: 3,565 триллиона! Государственные займы – ещё 5 трлн. рублей. «Работу с долгами ведём постоянно. Какие-то облигации скупаем, какие-то выпускаем, практически в ежедневном режиме», – рассказывает сотрудник Минфина. Взявшись за ту же задачу, посредник будет работать не бесплатно, типичная ставка – 1%. Так что, госдолг таких размеров – очень лакомый куш.
По задумке, в отличие от ЦБ и Минфина, РФА получит право управлять государственными финансами в рискованном режиме. Примерно так же, как банки управляют деньгами вкладчиков, финансовые фонды – средствами инвесторов. То есть крутят как могут, вкладывая в акции, облигации, валюту – всё что придётся. В надежде заработать прибыль и себе, и клиенту. Порой успешно, порой не очень.
Если бы речь шла о риске одного отдельного вкладчика. Но на кону – вся копилка Российской Федерации. До поры до времени за ней следили как за зеницей ока. С 2004 г. средствами Стабфонда, а затем созданных из него в 2008 г. двух новых фондов (резервного и благосостояния) управлял Минфин. Деньги – хранятся на счетах Центробанка. Система задумана так, чтобы контроль над государственной кубышкой был максимально надёжным. Фонды – нельзя тратить на что попало. Резервный фонд – создан исключительно на случай тяжёлых бюджетных времён, именно он спас экономику осенью – зимой 2008 года. Правда, какой ценой! На пике, в марте 2009 г. в нём было 4,869 трлн. рублей. Сейчас – в шесть раз меньше. Фонд благосостояния – пенсионная копилка будущих поколений. В кризис её почти не потрепало.
Контроль работал восемь лет подряд. За это время нашлось несчётное число желающих растащить накопления. Разумеется – под видом благих начинаний. Время от времени, разговоры на эти темы заводили даже некоторые члены правительства, включая вице-премьеров. Возьми они верх, российскую кубышку постигла бы судьба аналогичных фондов Венесуэлы, Нигерии и Омана. Правительства этих стран, едва начав откладывать часть сырьевых сверхдоходов в аналогичные фонды, не удержались и мгновенно спустили сбережения.
Чёрный август Кудрина
Теперь и в РФ – непорядок. С таким трудом сбережённые триллионы рублей собираются передать в управление структуре, про которую неизвестно почти ничего. Кто за этим стоит? Самое поразительное – Минфин. Эксперты объясняют: идея перевести стрелки управления стабфондами витает в кабинетах министерства с 2008 года. Именно тогда А. Кудрин впервые завёл речь на тему: «нужно повышать эффективность управления государственными активами». Проще говоря: мол, гигантские средства стабфондов из-за многочисленных законодательных ограничений лежат плашмя, а могли бы приносить гораздо больший доход.
Министр предложил замечательный выход – в духе времени. Именно он подбросил правительству идею создать госкорпорацию «Российское финансовое агентство» (РФА). Г-н Кудрин скупился на комментарии, когда его спрашивали: как гарантировать контроль над огромными финансами и кого конкретно отрядят рулить деньгами. Но однажды упомянул: штат корпорации «будет небольшой – несколько десятков человек». Заодно обронил – в него перейдут бывшие сотрудники Минфина, Минэконома и Центробанка.
По счастью, Минфин действовал на редкость нерасторопно. Пока ведомство готовило закон о создании РФА, пока согласовывало его с другими заинтересованными госорганизациями, грянуло 7 августа 2009 года. В этот день президент Дм. Медведев обрушился на госкорпорации и поручил прокуратуре провести комплексную проверку деятельности этих экономически мутных организаций. Его терпение лопнуло: государство выделило семи госкорпорациям 640 млрд. руб. из бюджета, также передало им собственность на 2 трлн. рублей. Отдачи – никакой. Скандал бушевал вовсю. Но тогдашнего главу Минфина это не испугало. Спустя буквально несколько дней г-н Кудрин сунулся к президенту со своим проектом создания новой, восьмой по счёту госкорпорации. Надо полагать, в Кремле его ждал тёплый приём.
На беду министра финансов тогда же разразились два крупных скандала вокруг денег госфондов. В апреле 2010 г. в печать просочилось поразительное постановление правительства. По сути, оно засекретило точную информацию о величине Резервного фонда и Фонда благосостояния. Разумеется, также скрыли любые данные о том, в каких именно активах (акциях, облигациях, валюте и т.д.) размещены накопления. Многие заподозрили неладное. К счастью, опасения не оправдались, Минфин продолжил публикацию отчётов, хотя информацию даёт куцую.
Второй скандал вышел ещё хлеще. Аналитики изучили текст постановления правительства «О порядке инвестирования средств фондов». На первом месте там ценные бумаги правительств 14 государств. Список выглядел так: «долговые обязательства Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга» и т.д. По-русски – никакой системы в перечислении стран нет. Но по-английски – они приведены точно по алфавиту. Кое-кому это дало повод заявить: мол, текст постановления – прямой перевод указаний из-за рубежа.
Минфин в минусе
После такой череды ударов г-н Кудрин быстро открестился от идеи создания госкорпорации, разговоры об РФА заглохли. Только, как выяснилось, не навсегда. Теперь, с приходом нового министра финансов, идея создать эту структуру воскресла из законодательного пепла. Но – уже в виде ОАО.
Высокопоставленные чиновники Минфина вновь затянули старую песню про «повышение эффективности управления госфинансами». «Сложно управлять средствами фондов через Центробанк. Например, закон не разрешает ЦБ работать с акциями и корпоративными облигациями. У Минфина – недостаточно опыта и ресурсов для работы на рынке», – объясняет ведомственную позицию сотрудник министерства.
Напрашивается вывод. Неужели с момента создания Стабилизационного фонда государственной копилкой управляли неэффективно? То есть – Минфин терял огромные деньги? Ничего подобного. Например, средняя доходность знаменитого на весь мир норвежского нефтяного стабфонда (величиной 220 млрд. долл.) – 4,5% годовых. Этот фонд считается эталоном идеального управления госкубышкой. Государственный стабилизационный нефтяной фонд Аляски (есть и такой) зарабатывает 5,8% в год. Между тем российские фонды, в зависимости от года, приносили доход 6–8% годовых. В 2007 г. доход достиг рекордных 10,9% годовых (в долларах США).
Второй момент: ни в одной стране мира правительству ещё не приходило в голову передать управление и накоплениями и госдолгом – не Министерству финансов, а сторонней структуре. Потому что во всех странах – это работа именно Минфина. Правда, были робкие эксперименты в некоторых нефтяных арабских державах. Большинству это не принесло ничего, кроме убытков.
Третье: по закону, Минфин и Центробанк имеют право вкладывать национальные накопления только в самые надёжные из надёжных активов. Новая структура-посредник получит возможность рисковать намного сильнее. По плану Минфина, до половины денег госфондов она сможет вложить в акции, треть – в иностранные облигации. Хотя в кризис от них лучше держаться подальше. Вдобавок услуги финансовой прослойки не бесплатны, они обойдутся бюджету примерно в 1%. Не прибыли – всех средств, переданных в управление.
Итог: риски лишиться части накоплений растут, выгода эфемерна. Зато, судя по всему, три ключевые экономические организации – Минфин, ЦБ и Минэконом – прекрасно договорились и готовят себе то ли запасной аэродром, то ли банальную синекуру. Если дело выгорит, пара десятков очередных «эффективных менеджеров» будут управлять уже не миллиардами, а триллионами. Никто не знает, насколько им хватит оставшегося в стабфондах финансового топлива. Но что сгорит оно достаточно быстро – сомнений нет.
Оригинал взят у v_retvizan2 в Оксана Дмитриева о Росфинагенстве: Как будут растаскивать Резервный фонд
Уважаемые коллеги!
Подобных законопроектов Государственная дума еще не рассматривала. И мне представляется, что многочасовые обсуждения Pussy Riot, внесение в сегодняшнюю повестку дня антитабачного закона и другие подобные вопросы -
это лишь дымовая завеса для рассмотрения законопроекта о создании Росфинагентства.
Фактически, речь в нем идет о том, чтобы средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, активы госдолга передать в управление коммерческой структуре — Открытому Акционерному Обществу «Росфинагентство». И теперь понятно, почему господин Кудрин и финансовый блок Правительства все это время с такой настойчивостью убеждали нас в том, что нужно недоедать, недолечивать, недофинансировать образование,
недостраивать дороги и недоремонтировать жилье, а вклдывать все деньги в Резервный фонд. Потому что они копили все эти средства не для народа, а для себя, прикрывая различными словами: инфляция, стабилизация,стерилизация, хеджирование и тому подобное. Они говорили, что это голландская болезнь, если мы вдруг потратим наши сбережения. На самом деле, болезнь не голландская, а вполне русская. И называется она: умыкнуть казну или взять кассу.
Суть данного законопроекта, фактически: конституционные полномочия — на аутсорсинг. Конституционные полномочия Правительства и Центрального банка. И мы уже проходили это на опыте Минобороны, только там это были 4 миллиарда, а не 4 с лишним триллиона, и вентиляционные схемы можно было хотя бы найти и пощупать. А тут же виртуальные деньги и виртуальные акции идут по цепочке от акционерного общества в другие акционерные общества, потом вкладываются в финансовые агентства, а они передают их еще дальше и, как говорится, ищите ветра в поле…
Но вернемся к Конституции. И Резервный фонд и фонд национального благосостояния — это бюджетные средства. Если это бюджетные средства, которые подлежат расходованию, то по нашей Конституции обеспечивает расходование бюджетных средств и исполнение бюджета Правительство российской Федерации. Никакого аутсорсинга по расходованию бюджетных средств не предусмотрено законом. Если эти средства не используются на расходы бюджета, а идут на сбалансированность федерального бюджета, обеспечение сбалансированности денежного обращения, то это средства резервов Центрального банка, и по 75 статье Конституции аутсорсинг тут
тоже не предусмотрен законом.
Вернемся к экономической составляющей. Нас убеждали в необходимости формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, говорили, что если все эти средства тратить внутри страны, то они неизбежно вызовут инфляцию, что тратить их нужно только в других странах… Но в данном законопроекте предлагается через цепочку
акционерных обществ вкладывать их именно внутри страны. Но если мы собираемся вкладывать их внутри страны, тогда их логичнее вернуть в бюджет и направлять на наиболее приоритетные, прямые, прозрачные и социально-важные бюджетные расходы, для контроля над которыми у нас работает Парламент, созданы законы, Федеральная конрактная система, мы принимаем бюджет, мы проводим выборы и выбираем, депутатов, которые и должны контролировать расходование бюджетных средств. И деньги должны идти в бюджет, чтобы мы, избранные депутаты, знали, что они направлены на дороги и инфраструктуру, а не на казино, скупку активов и земельные спекуляции.
Если же это деньги «на черный день», как нам говорили все это время, деньги на покрытие дефицита бюджета — тогда это эмиссия. И резервы нужны для поддержания денежного обращения в составе золотовалютных резервов, и
тогда, опять же, если речь идет о сбалансированности денежного обращения, то тогда это полномочия и функции Центрального банка и все они прописаны в Конституции. И никакого аутсорсинга в специализированной финансовой организации, которая вдруг теперь начнет заниматься денежным обращением, эмиссией и всем прочим, не предусмотрено.
На мой взгляд, совершенно ясно, что этот закон — это момент истины. Маски сорваны. Теперь понятно, что все десять лет, все аргументы и все убеждения по поводу Резервного фонда были многоходовкой, чтобы не потратить эти деньги на расходы бюджета, на функции, которые определены Конституцией, а отдать их непонятно кому и непонятно на что. Но если мы должны принять такой законопроект, пусть даже со всеми уточнениями и улучшениями во втором чтении, то тогда мы должны поменять и нашу Конституцию, в статье 7 которой сказано, что Российская Федерация — социальное государство, осуществляющее политику для достойной жизни граждан. И написать честно, что Российское государство — это то государство, которое осуществляет политику в интересах определенной группы лиц, для укрепления их благосостояния и улучшения их жизни. В противном случае, все, что предлагается сейчас в этом законопроекте, противоречит и Конституции, и всем тем многочисленным заявлениям, которые каким-то образом, пусть даже призрачно, оправдывали все это время существование Резервного фонда и фонда национального благосостояния. Справедливая Россия против данного законопроекта, и никакие уточнения, изменения и улучшения во втором чтении ничего не решат.