В 90-м псалме есть место, где говорится о «бесе полуденном», и мне кажется, что это образ. Мы все знаем, что бывает в летний полдень, когда солнце бьет всеми своими лучами, когда дрожит воздух, когда все, что вокруг нас, приобретает особенную рельефность, тени делаются резкими, краски делаются яркими, весь мир делается как бы настолько видным, и эта видимость настолько требует нашего внимания, настолько врывается в наше сознание, что мы можем оказаться неспособными за ней продолжать видеть или, может быть, впервые прозреть невидимое.
Антоний, Митрополит Сурожский
Наведавшись как-то в Катынь, один из нас преподнес книгу «Катынь. Ложь, ставшая историей»[1] сотрудникам музея. Приехав в другой раз, имел с ними примечательный разговор. Прочитали ли они книгу? Да, прочитали. Изменилось ли их мнение по поводу событий? Мнутся, но из ответа явствует, что не изменилось. Почему? И вот тут собеседника пробило на момент истины. Ответ звучал следующим образом: «Ну, мы же государственная организация…»
Музейные товарищи не одиноки в своем преклонении перед властью. Что касается Катыни, то самый расхожий аргумент за «версию НКВД»: «Так ведь САМ ПРЕЗИДЕНТ сказал!» Фактически, президент России признается если не самим Господом Богом, то, по-видимому, приближенной к нему сущностью. А кем еще может являться персонаж, чье слово в процессе установления истины ценится выше исторических фактов?
Вот и первая ошибка в современном понимании истории. Президент России признается Богом — но ведь он таковым не является. Он всего-навсего государственный чиновник, черпающий информацию из работ референтов, — а откуда берут ее референты? Это не говоря уже о том, что любое заявление президента несет в себе мощнейшую политическую составляющую, которая вообще не имеет никакого отношения к истине. Однако каждое его слово вызывает волну административного восторга и рождает пиар мощности, вполне достаточной для «промывания мозгов». После 90-х годов много ли им, мозгам, надо?
Так что административный ресурс вкупе с административным восторгом и порождают в первую очередь того «беса полуденного», коего нам надлежит почитать, поклоняться и служить. А ведь сказано: «Не сотвори себе кумира… не поклоняйся ему и не служи».
Итак, есть история, и есть «бес полуденный» — исторический миф. История, как любая нормальная наука, построена по классической схеме: факты — обобщения — теория. Миф выстроен совсем иначе. В нем первична теория, имеющая статус аксиомы, а факты… факты найдем, подберем, в крайнем случае, придумаем. В общем, тем хуже для фактов.
А затем в дело вступает административный ресурс, запускающий процесс «промывания мозгов». Схема абсолютно одинакова, идет ли речь о соседнем племени, которое мало того, что не уступает нам хорошие охотничьи угодья, так еще и нагло кроет шалаши ветками вместо травы, вызывая этим неудовольствие лесных духов, или о соседнем государстве, в котором слишком много нефти и слишком мало демократии.
Катынь — классический миф, порожденный пропагандой, продвинутый в свое время в СССР по ходу перестроечного «промывания мозгов» и вынужденно поддерживаемый нынешней российской администрацией. Вынужденно — ибо сегодня нельзя проводить полноценное государственное расследование. Слишком много может вылезти на свет всякого разного, вплоть до реальной роли США в подготовке «перестройки». Если об этом всяком разном говорят частные лица — это одно, а если оно вылезет в ходе государственного расследования, государство не сможет не реагировать, и тогда что же — снова холодная война? В нашем нынешнем лежачем состоянии нам только холодной войны и не хватает.
Но что бы ни заявляли президенты, Катынь — все равно миф. Точно такой же, как «сталинские репрессии», уничтожение крестьян в ходе коллективизации, «тайна 22 июня» и другие. Все они были запущены пропагандой и поддерживались административным ресурсом. Центры антисоветской пропаганды известны: до войны — Париж, после войны — США. Соответственно, и административный ресурс был сперва европейский (тут много кто отметился), потом американский, ну, а после 1985 года в дело вступили российские марионетки Вашингтона. Может быть, впоследствии власти США будут долго от участия в этой грязной операции отмываться. Может быть, наоборот, в американских школах станут с восхищением рассказывать школьникам, как красиво победили основного врага. Нам до этого дела нет.
Мы сегодня можем поименно назвать тех, кто в СССР и в России продвигал катынский миф. Этих людей немного — если не считать технических работников, то вполне хватит пальцев на руках. Все они на уровне первых лиц и их замов, восхищенных и очарованных американским образом жизни. (Ну не подкупили же, в самом деле, персон на уровне секретарей ЦК и президентов. Их наверняка светлая мечта «совка», клубника в шесть утра, покорила[2].)
Причем тут «голодомор», спросите вы? А здесь то же самое, только на «мове».
Прудникова Елена Анатольевна – российский писатель и журналист, более двадцати лет работает в средствах массовой информации, в московских и петербургских газетах. Последние десять лет совмещает журналистику с писательской деятельностью. Общий тираж её книг превысил 100 тысяч экземпляров.
Елена Анатольевна Прудникова родилась в Ленинграде.
Окончила Ленинградский политехнический институт, физико-механический факультет, кафедра физики твердого тела.
Начинала журналистскую работу в многотиражной газете завода «Электроприбор», кузнице кадров ленинградской журналистики. Потом работала в многотиражной газете объединения «Союз», работала первым заместителем главного редактора в газете «Добрый день» Фрунзенского района, собственным корреспондентом газеты «Солидарность».
Стала известна своими нашумевшими биографиями Сталина и Берии. На вопрос корреспондента «Что же произошло?» автор ответила: «Просто я нутром, печёнкой всегда чувствовала какую-то большую ложь во всём, что говорилось о сталинском времени, и хотелось в нём хоть немножко разобраться, да всё руки не доходили. И тут наш питерский историк, Александр Колпакиди, вдруг предлагает мне поработать вместе с ним над книгой. Ну, как можно было упускать такую возможность? Ведь лучший способ изучить что-либо - об этом написать».
Сотрудничала с несколькими центральными издательствами. В издательстве «ОЛМА Медия Групп» были изданы её книги «Сталин. Второе убийство», «Берия. Последний рыцарь Сталина», «Двойной заговор. Тайны сталинских репрессий», «Хрущёв. Творцы террора», «Земля Богородицы», каждая из которых стала некой сенсацией. Историческую специализацию автора можно назвать «покушением на мифы».
С 2007 года Елена Анатольевна является главным редактором газеты «Наша Версия на Неве».
В качестве эксперта снималась в документальных циклах фильмов на телеканале НТВ «Кремлёвские дети», «Кремлёвские похороны», «Советские биографии» и еще нескольких фильмах на телеканале «Мир». источник