По его словам, украинские товары, для которых ныне закрыт рынок РФ, тогда хлынут на рынки Европы. Надо подождать лишь «несколько лет».
«Я убежден, что благодаря утвержденному и подписанному мной и ратифицированному Верховной Радой Соглашению об ассоциации с Европейским Союзом, углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли, мы за несколько лет оседлаем альтернативный рынок для украинских товаров — если не допустим дальнейшей эскалации конфликта», — заявил президент.
Между тем в подготовленном Институтом экономических исследований и политических консультаций докладе «Автономные торговые преференции Евросоюза: влияние на украинский экспорт» содержится однозначный и неутешительный для «евроинтеграторов» вывод: торговые преференции, предоставленные ЕС Украине в конце апреля 2014 года, не оказали ожидаемого эффекта на экспорт украинских товаров в Европу, более того — экспорт в Европу стремительно падает.
Перед введением преференций Институт экономических исследований и политических консультаций прогнозировал, что эта мера может увеличить украинский экспорт в ЕС на 4,5% в годичном измерении, но в 2014 году он вырос лишь на 1,5%, а в первом полугодии 2015 года — упал на 35,5%, — утверждает председатель правления институтаИгорь Бураковский.
При этом общий экспорт товаров в 2014 году упал на 23,3%, а в первом полугодии 2015 года — на 35,1%.
Отметим, что сразу после введения в действие преференций ЕС, экспорт незначительно, но рос. Всплеск экспорта в ЕС пришелся на май 2014 года, когда его рост составил 36,1%. Однако с тех пор динамика экспорта непрерывно ухудшается: положительная динамика (месяц к месяцу) сохранялась до конца августа 2014 года, а с сентября объемы экспорта сокращаются, причем, чем дальше — тем быстрее.
При этом в 2014 году использовано 14 из 27 тарифных квот по принципу «первый пришел — первый получил», из них лишь 4 — полностью (сок, томаты, крупы, мед). Из 10 квот по принципу импортных лицензий использовано 6, причем лишь 2 — полностью (кукуруза, пшеница). Таким образом, 17 квот в 2014 году не использовано.
В 2015 году использование тарифных квот еще ухудшилось — из 27 тарифных квот по принципу «первый пришел — первый получил» использовано лишь 12, из них лишь 3 — полностью (сок, крупы, мед). Из 10 квот по принципу импортных лицензий использовано 4, причем лишь 1 —полностью (кукуруза, пшеница). Таким образом, 21 квота в 2015 году не использована.
Между тем, Украина выходит на первое место в Европе по обнищанию населения. По словам эксперта Фонда общественной безопасности Юрия Гаврилечко, на Украине — тотальная бедность среди работающего населения, одной из причин является трехкратное обесценивание национальной валюты.
«Средняя зарплата намного ниже границы бедности в 17 долларов в день по стандарту ООН. Абсолютное большинство украинских пенсионеров живут за чертой выживания — 5 долларов в день. Они просто умирают с голода, хотя большая часть того, что они получают, уходит на питание.
В структуре расходов населения продукты питания составляют более 50%, что характерно для бедных и очень бедных стран. По этому показателю мы не только впереди всей Европы, но находимся в лидерах всей планеты. У украинцев не хватает денег на обеспечение их культурных потребностей — на образование, отдых и т. д. тратится менее 10% доходов», — заявил эксперт в ходе пресс-конференции в «РИА Новости Украина».
При этом он полагает, что в ближайшие недели инфляция на Украине будет низкой, но уже осенью начнется новый виток роста цен. «Инфляция сейчас низкая не потому, что правительство приложило к этому усилия, а потому что мы приближаемся к границе, ниже которой нас ждет массовое закрытие предприятий и переход на подножный корм. Поэтому сейчас сохраняется баланс между спросом и предложением за счет уменьшения предложения. Но уже осенью ожидают новый виток роста цен, потому что-то, за что придется платить, будет продаваться в магазинах этой осенью за те кредиты, которые взяли сельхозпроизводители в феврале-марте при очень высоком курсе доллара. Осенью они должны будут за них расплачиваться».
Как свидетельствуют результаты опроса общественного мнения, проведенного Центром «Социальный мониторинг» и Украинским институтом социальных исследований им. А. Яременко совместно с отделом мониторинговых исследований социально-экономических трансформаций Института экономики и прогнозирования НАН Украины, самооценка материального состояния украинцев резко ухудшилась в конце января 2014 года и с тех пор остается на самом низком уровне за последние годы.
Если в декабре 2006 года доля тех, кто оценивал материальное состояние своей семьи как «очень низкое» и «низкое» в сравнении со среднестатистической семьей на Украине составляла 18%, в августе 2014 года —25,2%, то уже в декабре 2014 года она выросла до 35,5%, в марте 2015 года — до 41,7% а в июне 2015 года несколько снизилась до 38,8%.
Между тем, нищающие украинцы забирают свои вклады в банках, чтобы выжить. По сообщению пресс-службы Нацбанка Украины, в июле средства, размещенные физическими лицами на счетах в банках и гривне и иностранной валюте уменьшились на 1,8 млрд гривен.
При этом по словам того же Юрия Гаврилечко, «государство делает все, чтобы производство на Украине падало, бизнес отсюда убегал. Обещали уменьшить число налогов, но налоговая нагрузка возросла. Появились новые налоги и сборы, появился военный сбор. Появились сборы со страховых пенсионных выплат, чего никогда раньше не было. Появился сбор с владельцев недвижимости. Сборы — это не налоги, которые платятся с прибыли. Сборы — это эвфемизм воровства. Государство ворует у владельцев недвижимости, причем по самой простой схеме — оценивая стоимость квадратных метров.
В результате, по данным госстатистики, порядка 44% предприятий показывают доналоговые убытки. Количество зарегистрированных на Украине коммерческих предприятий за последние полгода уменьшилось почти на 20%. При этом в Минфине заявляют, что упрощенная система налогообложения себя исчерпала — она регрессивная и приносит в бюджет все меньше денег. Поскольку у нас министры не имеют профильного образования и понятия о том, что они говорят, напомню, что упрощенная система налогообложения создана не для того, чтобы приносить деньги в бюджет, а чтобы избавить государство от расходов на безработных. Даже если малый бизнес не будет приносить никаких доходов, то „упрощенцы“ каждый год экономят государству порядка 60 млрд. грн на том, что их не надо содержать из госбюджета как безработных», — констатирует эксперт.