Тема реформирования украинского здравоохранения оставалась актуальной все годы независимости. «Реформаторы» от медицины, как правило, сходились во мнении, что система Семашко устарела, и пытались создать новую, более эффективную модель системы здравоохранения: кто-то видел спасение в организации больничных касс, кто-то говорил о необходимости обязательного медицинского страхования, кто-то ратовал за трехуровневую систему медпомощи. Правда, дальше разговоров дело не шло. А потому здравоохранение было и остается, пожалуй, одной из самых отсталых и коррумпированных отраслей в Украине. Теневые схемы в Минздраве, низкое качество предоставляемых услуг, запредельная стоимость «бесплатной» медицины, непрозрачность тендеров по закупке лекарств уже давно стали притчей во языцех. Бороться с проявлениями коррупции в ведомстве пытались и при Ющенко, и во времена Януковича, и при прозападно настроенном «правительстве камикадзе», и в правительстве технократов-«реформаторов». Тщетно.
Назначение грузинского «легионера» Александра Квиташвили на должность главы Минздрава сопровождалось громкой пиар-кампанией. Нового министра, который, к слову, не имеет профильного образования и совершенно незнаком со спецификой украинской системы здравоохранения, представили как выдающегося реформатора, способного побороть коррупцию и навести порядок. Более того, заняв кресло министра, господин Квиташвили сам анонсировал медицинскую «мини-революцию» в 2015 году, в основу которой положен раздел коалиционного соглашения ― «Реформа системы здравоохранения» (с обещанием сделать медицину «качественной и доступной», памятным еще со времен реформаторов от ПР).
В этом «программном документе» наряду с идеями «папередников» (развитие первичной медико-санитарной помощи, медицинское страхование) и уже внедренными ими новшествами содержится немало других рациональных идей: переход от финансирования койко-мест к финансированию услуг, лишение Минздрава несвойственных ему функций, реформирование системы государственных закупок лекарственных средств.
Прошло полгода, самое время говорить о первых революционных результатах работы министра-«легионера», но... говорить не о чем. Даже одно из главных своих обещаний ― передать в 2015 году закупку медикаментов за средства госбюджета в руки международных организаций ― Квиташвили не выполнил, несмотря на то, что соответствующие законопроекты (№№ 2150 и 2151) были приняты еще весной. Власть только пиарится на закупках лекарств через ООН и другие институции, а больные все ждут жизненно необходимые им лекарства…
Остальные направления реформирования украинской медицины также пока только на бумаге ― в проектах, которые Квиташвили представлял недавно на заседании Кабмина. «Это законопроекты, которых очень ждали. Это первый шаг к реформированию системы здравоохранения, — заявил министр и разъяснил основной смысл реформ: ― Мы хотим, чтобы … у учреждения (медицинского) была возможность вести экономическую деятельность абсолютно легально, зарабатывать деньги».
Итак, квинтэссенция преобразований от министра Квиташвили — бесплатную медицину сделать платной, другими словами, главным итогом реформы отечественного здравоохранения станет конец бесплатной медицины. Интересно, знает ли министр-варяг, что его проекты противоречат Конституции Украины? И знаком ли он со статистикой доходов резко обнищавших после евромайдана украинцев? Озаботились ли в Минздраве банальным вопросом: сколько процентов украинцев в условиях экономического кризиса способны позволить себе платную медицину?
Коалиция презентовала Квиташвили как опытного и эффективного профессионала, способного провести системное реформирование украинского здравоохранения. Однако полгода его работы показали обратное: реформ не было и нет. И это, пожалуй, не самое худшее. Худшее ― впереди, если «реформа» от Квиташвили вступит в силу. Источник